.::Roma Аntiqua::.

Объявление

Приветствуем Вас на ФРПГ по Древнему Риму! Salve Publico!

Мы начинаем набор игроков! Присоединяйтесь к жителям Римской республики: активно влияйте на политику форума, торгуйте, продвигайте свою партию, устраивайте гладиаторские сражения, радуйте своих amicas подарками.

Время в игре:
За два дня до календ месяца Квинтилиса в консульство Публия Муция Сцеволы и Луция Кальпурния Пизона Фруги.

Администрация:
Оптиматы:

1 балл.

Популяры:

1 балл.
Уважаемые игроки, загляните в тему "Объявления от администрации"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » .::Roma Аntiqua::. » О Древнейм Риме [Historia] » Семья и брак


Семья и брак

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

По римскому праву существовало два вида брака: matrimonium justum ("законный") и matrimonium injustum (т.е. "незаконный" - несмотря на название законом признавался, но не был подтвержден необходимыми религиозными обрядами). Законный брак также был двух видов: 1) matrimonium justum cum manu (жена переходила из-под власти отца или опекуна под власть мужа; приданное становилось его собственностью; муж возвращал приданное только в случае, если брак расторгался по его инициативе; наследство жены переходило в собственность мужа; жена называлась mater familias и причислялась к его роду); 2) matrimonium justum sine manu (жена оставалась под властью отца; муж не имел права на его имущество, кроме приданного). Законный брак мог заключаться: посредством исполнения специального религиозного обряда конфарреации, посредством обряда коемпцио, посредством узус, посредством договора. Конфарреацию совершал Великий понтифик и фламин Юпитера в присутствии десяти свидетелей; новобрачные при этом съедали часть особого пирога из полбы (по-латыни - far), другую часть приносили в жертву богам, покровителям семьи. Первоначально этот обряд исполнялся при заключении браков во всех патрицианских семьях, впоследствии он сохранился только при заключении нерасторжимых браков жрецов. В период Республики вместо конфарреации исполнялся, в основном, обряд коемпцио - символическая покупка невесты у ее родителей за символическую плату - жених бросал на весы весовщика всего один сестерций. Брак, заключенный посредством узус, считался законным в силу давности совместного проживания в течение года; но уже по законам ХII Таблиц отсутствие дома более трех дней освобождало жену от власти мужа; жена в таком браке называлась matrona или uxor, а не mater familias, поскольку оставалась под властью своего отца или опекуна; она могла свободно распоряжаться своим состоянием и наследством от отца, но не могла быть наследницей мужа.

Заключение законного брака изобиловало символическими обрядами - невеста снимала тогу претексту и посвящала ее богине Фортуне Девичьей, одевала пояс из овечьей шерсти, на голову фламмей (покрывало огненного цвета), желтую тунику, богатые золотые украшения; в свадебной процессии за ней шли два мальчика, чьи родители были еще живы, и еще один, который приносил жертвы; дверные косяки невеста обвивала шерстяной повязкой, чтобы показать символически свою невинность, и намазывала свиным жиром, чтобы отвратить чародейства.

Девочки получали домашнее образование, иногда очень хорошее. Среди римлянок были писательницы и поэтессы. Мальчики или также получали начальное образование дома или посещали школы низшего уровня (школы люди). Сыновья состоятельных родителей продолжали свое образование в грамматических и риторических школах. Подробное описание школьной системы дает Квинтилиан в сочинении "Воспитание оратора".

0

2

Другие виды брака

В фиктивный брак вступали, например, бедные мужчины за плату, и это, возможно, было нередким случаем в Древнем Риме. Такой брак заключался, чтобы избежать законов о незамужестве и получить неограниченную свободу. Фиктивный брак упоминается Сенекой в книге о браке, а Тертуллиан пишет о терпении «купленных мужей».

Заочный брак. Выйти замуж можно было и в отсутствие жениха, если женщина по его письму или его посланцем будет отведена в дом мужа. Жениться на отсутствующей невесте было невозможно, так как для этого «необходимо введение (жены) в дом мужа, как бы в брачное жилище, а не (мужа) в дом жены». Заочный брак (так и не ставший фактическим) обязывал женщину оплакивать мужа, если тот погибнет.

Конкубинат (лат. concubinatus) встречался в зажиточных семьях высшего сословия, а также в других слоях населения. Так, женщины в сенаторском сословии иногда жили в конкубинате с вольноотпущенными мужчинами, так как в случае заключения брака она теряла свой статус (по той же причине сенаторы жили с вольноотпущенными женщинами в конкубинате). Такую форму «брака» можно было встретить среди солдат, рабов, сенаторов и вольноотпущенниц. Сенатор не мог сделать вольноотпущенницу законной женой, что считалось позором и для него, и для всей его семьи, однако, отношения в конкубинате не налагали на него никакого пятна.

К конкубинату были такие же требования, как и к браку: жизнь с одним партнёром, жена должна быть верна партнёру и также исполнять свои обязанности. Конкубинат и распространённый «брак рабов» (лат. contubernium), часто поощрявшийся хозяевами, признавались обществом как форма сожительства.

0

3

Сексуальность и мораль
Чувственная любовь и сексуальное удовольствие в римском браке считалась нежелательными, и к этому супруги не стремились. С юридической точки зрения, близость в браке не являлась обязательной, её прекращение и даже жизнь врозь не прерывали течение брака с юридической точки зрения. Однако супружеская любовь, доходящая до самопожертвования, прославлялась римскими моралистами.

Так как женщине приписывалась способность влиять на мужчин, внешняя дистанция между супругами, по крайней мере во времена республики, являлась признаком мужской стойкости и моральной чистоты. Например, Катон Старший обнимал свою жену только тогда, когда гремел гром, и исключил из сената претора за то, что тот в присутствии дочери поцеловал свою жену. Плутарх пишет, что мужчины хотели с почтением относиться к жёнам, а не как с куртизанками, поэтому «при свете дня не предавались плотским утехам». Муж должен был скорее «сдерживать» женскую сексуальность.

Измена
Ещё в анналах цензоров 154 года до н. э. Кассия и Мессалы и консула в 133 году до н. э. Луция Пизона написано, что целомудрие в Риме уничтожено. Гораций, например, писал, что женской морали в Риме не найти, а Овидий — «целомудренна та, которой никто не домогался». Сенека младший писал, что «кажется, женщины имеют мужей, чтобы соблазнять любовников», а Тацит восхваляет германцев за то, что они не соблазняют и не позволяют себя соблазнить.

Женщин, обвинявшихся в нарушении целомудрия, если отсутствовал общественный обвинитель, по старой традиции должны были судить родственники . Так, Катон Старший выражает мнение, что муж вправе безнаказанно убить жену, если застанет её изменяющей ему, женщина же не может даже посметь коснуться неверного мужа. Другие тексты говорят о праве отца, но не мужа, убить прелюбодейку и её любовника в своем доме или доме зятя, муж же имел право убить любовника жены, но лишь если тот был актёром или вольноотпущенником, и сразу развестись с женой.

Мораль и брак
Цицерон в одном из писем писал, что считает жизнь холостяков самой прекрасной на свете, а греческий философ II века Секунд  на свой же вопрос, что такое женщина, отвечал, что это «порча мужчины, ненасытное животное, оплот уничтожения, гибельная гадюка». По мнению учёных, большинство женщин всё же были порядочными. Возможно, в глазах критиков жизнь женщины, чья роль отличалась от традиционной, ограниченной домом и детьми, казалась уже скандальной. Всё же образы и истории женщин в произведениях римских писателей не выдуманы, и некоторые женщины своим распутством отчасти создали атмосферу интриг и неспокойствия в обществе.

Римскими поэтами и писателями также восхвалялся идеал толерантной женщины, не «мешавшей» любовным похождениям мужа. Выдающийся римский юрист Домиций Ульпиан считал неправильным, что муж вправе требовать от жены моральных добродетелей, которым сам не соответствует. Так, идеалом мужественности считалось самообладание, в действительности же насилие было частым в семье.

0


Вы здесь » .::Roma Аntiqua::. » О Древнейм Риме [Historia] » Семья и брак


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC